Этические воззрения в христианстве и исламе

Московская Сретенская Духовная Семинария

Этические воззрения в христианстве и исламе

Роман Лукишин 450



Этика — это философская дисциплина, которая изучает нравственность и мораль. Попробуем рассмотреть некоторые принципы морали и нравственности в исламе и христианстве и сравним их. Также разберем несколько конкретных правил поведения.

Основным источником правил поведения и нравственности для мусульман является Коран. Остальные правила, нормы и законы написаны в Сунне и Шариате. В отличие от христианства в исламе вся жизнь человека строго регламентирована, разобрана до мельчайших деталей. В Евангелии, которое, кстати, упоминается в Коране как одна из священных книг, посланных Аллахом пророкам до Мухаммеда, содержатся указания к действию более общего характера. Тем самым Коран напоминает Тору. 

Слово «ислам» переводится как «покорность». Отношения мусульманина с Аллахом строятся по принципу отношений господина и раба. Человек беспрекословно исполняет его волю: «Аллах — господин, а человек — раб. Всякий приходит к Аллаху только как раб» (19:93). Поэтому закон, который через Мухаммеда Аллах передает людям, обязателен к исполнению. В исполнении, изучении закона и любви к нему состоит правильная жизнь мусульманина. Христианин же призван любить Бога: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). Любовь же к Богу определяется исполнением заповедей: «кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21). 

Из заповеди о любви к Богу в христианстве происходит заповедь о любви к ближним и, как высшей ее формы, — любви к врагам. Ислам же предписывает любовь к единоверцам, об этом повествует один из хадисов: «Вы не уверуете [по-настоящему] до тех пор, пока не полюбите друг друга». Эту любовь можно соотнести с любовью к ближнему в христианстве. Однако в исламе не говорится о любви к врагам. 

Обратимся теперь к некоторым конкретным предписаниям и запретам. В исламе отвергается клевета и хула: «и пусть одни из вас не поносят за глаза других» (49:12). Это правило перекликается с 9 заповедью о лжесвидетельстве из декалога. Христос не только не отменяет ее, наоборот, Он развивает ее во время Нагорной проповеди: «благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44).

По отношению к женщинам в христианстве и в исламе предписания разные. Коран рекомендует, к примеру, употреблять физические наказания к женщине: «Тех, непо­кор­но­сти кото­рых вы бои­тесь, уве­щай­те и поки­дай­те их на ложах и уда­ряй­те их» (4:38). В христианстве же с женщинами следует обращаться «как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1 Пет. 3:7). То есть женщина в равной степени с мужчиной по чести перед Богом. В Коране прямо говорится о преимуществе мужчин: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества» (4:38). 

Обратимся теперь к самому понятию греха в этих религиях. В исламе грех — это фактически нарушение предписаний закона, которое не несет в себе каких-либо внутренних, духовных изменений в человеке. В православии же грех удаляет человека от Бога, он приносит тление в человека, делает его духовно мертвым. Отсюда происходит и разница в понимании покаяния. Для мусульман грех должен быть покрыт каким-нибудь хорошим поступком, либо жертвой. Рассмотрим похожие случаи. 

Однажды к Мухаммеду пришла женщина и призналась в прелюбодеянии, в ответ на это пророк приказал побить ее камнями. После чего совершил над ней погребальную молитву. Свои действия он пояснил: «Она принесла такое покаяние, что если бы поделить его между 70 жителями Медины, его хватило бы на всех. Могла ли она сделать что-нибудь лучшее, как пожертвовать своею жизнью?». То есть женщине, которая сожалеет и раскаивается в своем поступке, приходится его искупить. Христос же в подобной ситуации просто сказал: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:11). 

То есть в христианстве грех — это препятствие в общении между человеком и Богом. Покаяние же является способом восстановления этой связи. В исламе не стоит акцент на личном отношении человека с Аллахом, акцент в первую очередь на исполнении закона, что для христиан является скорее инструментом для Богообщения.

Таким образом, в обеих религиях видны осуждение схожих проступков и похвала добродетелей. Лицемерие, прелюбодеяние, клевета и т.д. осуждаются в обеих религиях; скромность, щедрость и любовь к ближним одинаково приветствуются. Однако акценты и цели несколько смещены. Если для православного личные отношения с Богом являются приоритетом, то для мусульманина приоритет — исполнение закона, за которое он получит воздаяние. Исходя из этого, поведение христианина определяется его внутренней, духовной работой и жизнью и находится с ними в симбиозе. Поведение мусульманина определяется законом.